Долгожители Адвентисты.

Регулярные посещения церковных служб, говорит статистика, продлевают жизнь на два года.

Пятница, утро. Мардж Джеттон мчит по шоссе на сиреневом "Кадиллаке". Она вглядывается сквозь темные очки в пространство за ветровым стеклом, ее голова лишь немного возвышается над рулем. Мардж, которой в сентябре исполнился 101 год, спешит туда, где нужна ее помощь. Утром она уже совершила двухкилометровую прогулку, поупражнялась с гантелями и, как обычно, позавтракала овсяной кашей. "Даже и не знаю, за что Господь даровал мне такую долгую жизнь, - поговаривает Мардж, - но, как видите, благодаря Ему я еще жива".

Имеет ли Бог отношение к долголетию Мардж или нет, доподлинно неизвестно, но ее религия - имеет. Мардж принадлежит к церкви адвентистов седьмого дня. Мы в Лома-Линде (Калифорния). Вокруг апельсиновые рощи, а небо часто бывает затянуто горчичного цвета смогом. Здесь много адвентистов, чья жизнь уже давно заинтересовала ученых.

Церковь адвентистов седьмого дня всегда проповедовала и практиковала здоровый образ жизни. Адвентизм категорически запрещает курение, употребление алкоголя и "нечистых" продуктов, таких как свинина. Кроме того, адвентистам не рекомендуется есть другие виды мяса, жирную пищу, напитки, содержащие кофеин, и "возбуждающие" приправы. "Злаки, фрукты, орехи и овощи - вот какую диету избрал для нас Создатель", - писала Эллен Уайт, одна из ранних лидеров движения адвентистов, принимавшая участие в выработке догматов учения.

Помимо этого, адвентисты не работают в субботу, которую считают днем отдохновения. В этот день они общаются с другими членами своей общины и наслаждаются отдыхом, что помогает снять стресс.

С 1976 по 1988 год Национальный институт здравоохранения США финансировал исследование тридцати четырех тысяч калифорнийских адвентистов, которое должно было выявить, влияет ли их образ жизни на ее продолжительность и снижает ли он риск заболевания раком и болезнями сердца. В результате было обнаружено, что бобы, соевое молоко, помидоры и различные фрукты, которые в больших количествах потребляют адвентисты, снижают риск заболевания некоторыми формами рака. Кроме того, исследование показала, что пять стаканов воды в день, хлеб из цельного зерна и, что самое неожиданное, четыре порции орехов в неделю способствуют уменьшению риска заболеваний сердца. А отказ от говядины и баранины помогает избежать не только рака, но и болезней сердца.

В конце концов, говорит Гари Фрезер из Университета Лома-Линды, исследователи пришли к поразительному заключению: продолжительность жизни адвентиста на шесть-десять лет больше, чем у среднестатистического жителя Калифорнии.

Мы с Мардж договорились встретиться в парикмахерской в Редлендс, где она вот уже двадцать лет каждую пятницу в восемь утра посещает своего стилиста Барбару Миллер. Когда я вхожу, она листает "Ридерз Дайджест", а Барбара расплетает локон ее серебристых волос. "Вы опоздали!" - восклицает Мардж. За ее спиной виднеется ряд парикмахеров, уныло причесывающих седые волосы своих клиентов. "Мы тут все, как видите, этакие динозавры", - шепчет мне Барбара. "Ты, может быть, и динозавр, - откликается Мардж, - а я точно нет".

Полчаса спустя на голове у Мардж красуется пышная прическа, и мы идем к ее машине. "Залезайте, - командует она, - вы можете мне помочь". Мы едем в дневной центр помощи престарелым Лома-Линды, чьи клиенты в большинстве своем на несколько десятилетий младше Мардж. Она открывает чемоданчик и вытаскивает оттуда четыре пачки журналов, которые собрала за неделю. "Здешние старики любят их читать и вырезать картинки для поделок", - объясняет Мардж. Старики?

По пути Мардж рассказывает мне, что она родилась в бедной семье. Ее отец разводил мулов, а мать была домохозяйкой. Жили они в Юба-Сити. Пока ее муж получал медицинское образование, она работала медсестрой, а потом, уже будучи супругой врача, воспитывала двоих детей. Ее муж Джеймс умер за два дня до семьдесят седьмой годовщины их свадьбы: "Конечно, иногда я чувствую себя одиноко, но для меня это всегда было сигналом о том, что кому-то нужна моя помощь".

Как и многие адвентисты, Мардж проводит большую часть времени, общаясь с единоверцами. "Сложно завести друзей-неадвентистов, - говорит она. - Где бы я могла их найти? Мы по-другому проводим время: не ходим в кино и на танцы". В итоге, как говорят исследователи, адвентисты общаются с людьми, которые укрепляют их в решимости вести здоровый образ жизни, и тем самым увеличивают свои шансы прожить долгую жизнь.

В полдень, когда мы возвращаемся в район, где живут пожилые адвентисты, Мардж приглашает меня пообедать. Мы сидим за отдельным столиком, но к нам то и дело подходят поздороваться соседи. Пока мы едим запеканку из соевого творога и зеленый салат, я прошу Мардж поделиться секретом ее долголетия. "Вот уже пятьдесят лет я не ем мяса. Кроме того, я никогда не перекусываю между завтраком, обедом и ужином, - отвечает она и добавляет, щелкая замечательными зубами: - Они все мои собственные". Общественная работа помогает ей избежать одиночества, от которого страдает столько пожилых людей, и придает ее жизни смысл - это чувство свойственно всем людям, перешагнувшим столетний рубеж. "Я давным-давно поняла, что мне нужно открыться миру, - говорит она. - Тогда мир откроется мне".

У меня последний вопрос к Мардж. Я взял интервью более чем у пятидесяти людей старше ста лет, живущих на трех разных континентах, и нашел их всех очень милыми собеседниками. Среди них не было ни одного со скверным характером. Как же им удается оставаться такими на протяжении ста лет?

"Ну, мне нравится общаться, - отвечает Мардж. - Для меня новые люди - это друзья, с которыми я еще не познакомилась". Она замолкает, задумавшись, и улыбается. "Но кто-то, может, смотрит на меня и думает: почему бы этой бабке не заткнуться!"
ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий